Кто из мэтров тебе нравится?


Мне нравится Б.Гребенщиков, как автор-песенник. Нравится, как он сочетает в себе интеллект, духовность и рок-н-ролльный юмор. Концепция его группы мне не очень близка – вяло-интеллигентский оркестрик с золотым напылением. Хотя с появлением в составе «Аквариума» барабанщика Алика Потапкина они зазвучали явно лучше, но одного Алика, конечно, не хватает для действительно радикальных перемен.
За творчеством группы «Алиса» я внимательно всегда слежу – каждый новый альбом обязательно слушаю, хотя бы один раз, чтобы не пропустить возможных шедевров – Кинчевым их написано не мало. Мне жаль, что «Алиса» фактически распалась и теперь представляет из себя Кинчева плюс состав сессионных музыкантов, которые просто формально отрабатывают свою зарплату.

Гражданская Оборона – вот пример настоящей андеграундной культовой группы. Ни телевидения, ни радио – никакой рекламы, и при этом оглушительная популярность по всей стране. Не со всеми социально-политическими взглядами Летова я согласен, но песни он пишет замечательные.

Tequila-Jazzz – группа, я считаю, значительная и интересная, наверное уже их можно и
к «мэтрам» отнести. Мне нравится, что они такие европейские, что ли, но в то же время
абсолютно свои, наши и безпафосные. В музыке они довольно прогрессивны и, хоть сами они к себе слово «рок» не любят применять, но на поп-группу никак не тянут: слишком уж они честны и талантливы. Таких поп-групп не бывает.

Некоторые старые песни «Крематория» мне до сих пор нравятся, у «Колибри» хорошие песни есть, потом что там еще? – «Калинов Мост», конечно, явление серьезное, хотя я их поклонником не был никогда, но сознанием понимаю, что это круто.

Первый русский рок, который я услышал, это были «Машина Времени» и «Воскресенье».

Для 70-х годов это было вообще невероятно. В 16 лет я мог спеть под гитару около 50 песен «Машины» и около 20 «Воскресенья» - такой был фанат. Жаль, что «Воскресенье» так по-настоящему и не воскресло после распада, а «Машина Времени» превратилась в музей, о котором сама же и пела, что «в нужный момент лучше пойти ко дну».

Еще я был в 81 или в 82 году на концерте группы «Россияне» - эти были андеграунщиками полными по сравнению с «Машиной Времени», их тусовка была мощная и независимая, дух свободы над ними веял. Они стояли у истоков Ленинградского рок-клуба и оказали огромное влияние на питерский рок 80-х. Несмотря на то, что записей практически не оставили после себя.

Юрий Морозов – вот персонаж одиозный и таинственный, можно сказать – настоящий свободный художник. Записывал альбомы подпольно на профессиональной студии, где работал звукорежиссером, и по всей стране распространял. Тогда была хорошо отлаженная система распространения подпольных записей. Морозовские записи были очень качественными, но в то же время это был рок настоящий. КГБ его пасло конкретно – он от них много натерпелся.

У Виктора Цоя, конечно, много шедевральных вещей было написано. Последний, правда, период мне не очень нравился по музыке – слишком компьютерно-выхолощено, но сами песни – отличные, тут уж не поспоришь. Я бывал на концертах «Кино» еще в 85-86 годах, Цой без гитары по сцене прыгал с микрофоном в руке и пел «Мама-анархия» - было круто!

 

Как ты считаешь, кто принес больший вклад в развитие культуры?


Ну как тут сосчитать – кто больше, кто меньше? Все вот и привнесли, кто что мог. Каждое поколение старается разрушить старое и построить новое. Советские андеграундщики – и не только музыканты, но и художники и писатели – все рушили советскую официальную культуру, цветами свободы сквозь асфальт пропаганды прорастали. И ведь проросли – построили новое, свое, теперь общепризнанное. Новое поколение пришло, посмотрело – да, хорошо, но слишком уж бесспорно круто. Придется ломать! Чего там было – альтруистически-духовно-интеллектуально? Теперь будет меркантильно-пошло-тупо!
В гробу мы вас видали с вашими книжками!

 

Что из только что появившегося обратило на себя твое внимание?


Из наших если, то – никто не обратил. Просто поп-музыку-то я не люблю, а новых рок-групп или там, гитарных групп настоящих я что-то и не слышал у нас в последнее время.

Хотя вот недавно слышал группу «Нихау» - мне понравилось, хорошая группа, в сиэттловском таком стиле, и играют хорошо, но это такая редкость во-первых, а во-вторых: никуда эта группа не вылезет у нас – ее задолбают и задушат.

На западе – там появляются регулярно новые группы интересные, и хотя я больше всего люблю группы панковские, такие как Bad Religion или Rancid, но есть очень неплохие мелодично-гитарные группы, как например : Franz Ferdinand, Libertines, The Strokes, Black Rebel Motorcycle Club, White Stripes, The Hives, The Kills. У нас вообще ничего даже подобного не происходит. Молодые группы сейчас или идут прямо в откровенный поп или косят под кумиров своего детства Radiohead или, там, Oasis – то есть отстают лет на 10 по мировым показателям.

 

Каких исполнителей ты спешишь переключить, лишь бы только не слышать по радио или ТВ? Что ты не воспринимаешь как музыку (кроме попсы, разумеется)?


Я не знаю этих бляха-муха исполнителей и знать не хочу – разве я буду их имена запоминать? Да их там 90 процентов таких вот тошнотных гнилушек в цветных обертках.

Радио я не слушаю, по телевизору смотрю в основном новости и культурологические передачи. MTV – никогда и ни за что!!! Не воспринимаю как музыку то, что музыкой не является, например буйно расцветший в последнее время жанр блатной песни. Или, например, группа Ленинград – музыка там ни при чем вообще, там другое – эпатаж низкого уровня и больше ничего. Потом вот группа «Пятница» - это «артисты оригинального жанра», раньше такое было определение. Музыкальные эксцентрики скорее, чем музыканты. Почти как «Новые русские бабки». «Биллиз Бэнд» - для меня загадка, почему это популярно. Их слушают те, кто не слышал Тома Уэйтса, или наоборот – слушают как раз те, кто любят Тома Уэйтса? Вот вопрос. Видимо, какое-то пародийное начало сейчас очень популярно. Но вот, например, опять же, на западе есть группа Spinal Tap – это такой прикол, пародия на рок-группу, им уже лет 20, наверное. Так вот их и на рок-фестивали приглашают, и в хит-парады они попадают, но все же знают, что это стебалово. Представьте, что все группы были бы такие, шуточные – это уже было бы не смешно. А у нас сейчас как раз это и происходит – самих исполнителей-то новых и нет, появляются одни пародии! Я сам в такой «ненастоящей» группе играл – Дубы-Колдуны называлась она. Ну весело было одно время, пошутили и разошлись. Если бы мы оказались более меркантильными и ушлыми – сделали бы деньги на этом и славу, но как-то не хотелось такой славы шутовской и денег этих грязных не хотелось – на вечеринках перед буржуями на сцене кривляться - это не для нас. А сейчас это круто считается – тебе платят – значит ты великий. По таким меркам получается, что Филлип Киркоров самый великий – вот у кого гонорары! А ведь он совсем даун полный и в культуру страны едва ли что смог добавить, разве только наоборот - убавил немного.

 

Вопросы задавала Эльвира Холманова