"Искусство быть взрослым" - интервью с Вадимом Курылевым

 

Позаимствуем у Джими Хендрикса его слова о себе - "almost addicted to music" ("помешан на музыке"). Это так похоже на Вадима Курылева. В DDT он получил свою роль в 1987 году, и до сих пор "привносит в группу живое гитарное начало", и еще выкраивает время для сольных проектов, удивляя слушателей своим музыкальным непостоянством. На соседней с DDT параллели он веселился с друзьями в ДУБАХ-КОЛДУНАХ, заигрывался гитарным поп-роком, взрослел, что-то постигал, складывал новую экзистенциальную картинку внутри себя, пока не появился на свет "Дождаться Подо" - четвертый альбом, пронизанный гитарами, психоделикой, Петербургом. Главное, именно в сольном творчестве Вадим предоставлен сам себе в экспериментах с гитарным звучанием. Его любимая "Musicman" верно служит традициям рок-н-ролла.

"Дождаться Годо" записывался в период с 1997 по 2001 год. Из-за занятости в DDT, гастролей и прочего работа над материалом постоянно замораживалась до следующего подходящего момента. "В прошлом году DDT уехали со своей точки на Тамбовской улице, и полгода мы были без помещения. Это был сложный период", - говорит Вадим. Он делал альбом вместе с коллегами из DDT. Бас - Павел Борисов, барабаны, в некоторых песнях, Игоря Доценко, в остальных - Николай Першин (экс-НЭП), звук - Александр Бровко и Игорь Сорокин. Вадим задумывал альбом "тяжелым, мрачным, депрессивным и занудным". Такими красками передаются два главных образа в альбоме: "Первый - город, второй образ - человек в этом городе. Это ощущение одиночества личности в мегаполисе. Человек, живущий в деревне из десяти дворов, так одиноко себя не чувствует. Чем больше вокруг людей, тем больше одиночества. Непонятно, что вообще происходит, для чего люди живут. А это очень важный вопрос". Есть песни, которые сочинялись во время прогулок по старой части Петербурга. Его излюбленный маршрут - от площади Восстания по Невскому до Фонтанки и Летнего сада, через него на набережную Робеспьера до Дворцового моста. "Дальше я почему-то не иду. Сворачиваю на Дворцовую площадь и на Невский". Мечта Вадима - обзавестись жильем с видом на Неву. Альбом "Дождаться Годо" он называет литературным роком: "Это наш такой термин внутриDDTвский. В последний период он у нас возник сам по себе и очень понравился, потому что достаточно точно характеризует то, что мы стараемся делать. И в DDT, и то, что я сам делаю". Музыкальный аспект: "Там очень много от панка, от психоделического блюза конца 60-х. Я люблю тот хард-рок, который был до 70-го года в Англии и немного в Америке. Психоделический блюзовый хард-рок, самое начало. Это IRON BUTTERFLY, CREAM, Джими Хендрикс. Не DEEP PURPLE, NAZARETH, IRON MAIDEN, - это уже другая эпоха".

Интервью с Вадимом делалось по телефону, так как в это время DDT с программой "Единочество" концертировали по Уралу и Поволжью.

Вадим Курылев: Об альбоме. Мы хотели просто поиграть то, что нравилось на тот период. Но любой проект должен быть воплощен в альбом, иначе его как бы и не было. Петь мелодичные песни, попадать под ярлык "поп" мне не хотелось. Пусть меня сто раз назовут заплесневелым русским говнорокером, только бы никому не пришло в голову назвать меня поп-исполнителем. У истоков этого проекта также стоял и Никита Зайцев. Многое было рассчитано на его участие. К сожалению, Никита успел с нами сделать не так много, хотя дал колоссальный заряд концептуальной психоделики, склонность к блюзовому звучанию. Так и получилась - смесь психоделического хард-рока с романтическим панком и слегка индустриализированным блюзом. Альбом выходит только сейчас, спустя два года после того как мы начали выступать с этой программой в питерских клубах. Конечно, сейчас мы бы многое сделали по-другому. Хотелось все же зафиксировать ту программу, тот творческий период, тот кусок жизни.
У меня сейчас такая гора с плеч свалилась! Столько нервов и сил отдал этому альбому. Сейчас я немножко отодвинул личные творческие дела, потому что у нас идет очень важная работа над альбомом DDT. Турне, а после Нового года мы будем записывать альбом большой, двойной. И я не хочу разрываться на два фронта. А то получится не там и не там. Надо полностью отдаваться тому, чем занимаешься.
В DDT поэт - Юрий Шевчук. При написании собственных песен его материал не давлеет над вами?
Вадим: Песни я начал писать задолго до знакомства с Юрой и его творчеством. Как автор, я нахожусь несколько в другой плоскости, чем он. Хотя эти плоскости кое-где пересекаются, просто не могут не пересекаться. Конечно, Юра оказал на меня огромное влияние и как на музыканта, и как на автора песен. Но не меньшее влияние на меня оказал, например, Джон Леннон. Мне же не надо делать усилие, чтобы понять, что я не Джон Леннон. Я не считаю себя частью DDT, скорее, DDT - часть меня. Может быть, лучшая часть, но все же не единственная.

А вы помните свою первую песню?


Вадим: Я написал ее в 16 лет, с собственным текстом. До этого я писал песни на стихи своих друзей и просто известных поэтов. Эта песня называлась "Лабиринт", очень упадническая и безнадежная по настроению, полный декаданс. Моим бывшим одноклассникам она нравится до сих пор.

Как вы понимаете программу DDT "Единочество"?


Вадим: Индустриальная тема "Мира Номер Ноль" здесь уже почти не слышна. Стены рухнули, осталась земля, небо и человек между ними. Человек-космос. Но космос - не равномерно бесконечный, а ограниченный плоскостью, на которой стоит. Это космос земной природы. Перед тем, как приступить к репетициям, Юра настоял, чтобы мы все приехали к нему на дачу погостить. К сожалению, я заболел и не смог поехать. Думаю, что смысл этой поездки был в том, чтобы все хоть немного почувствовали и поняли это ощущение лесного "единочества".

Вы верующий человек?


Вадим: Я разделяю для себя понятия вера и религия. Не считаю, что в мире есть хоть одна стопроцентно совершенная религия. Это все культурные традиции. Человечество не может существовать без религий, так же как и без искусств. Смешение мировых культур приведет в конце концов и к смешению религий, наверное. Может быть, это произойдет на основе одной из ныне существующих.

Я не имею обыкновения обращаться с мольбой или с просьбами к небесам, мне кажется, это слишком примитивная схема. Все гораздо сложнее. Пожертвованиями на храм нельзя купить себе место в раю.

DDT не раз бывали в Израиле...


Вадим: Израиль для меня не является каким-то особым культовым местом на Земле. Все поездки туда дали мне не больше духовного, чем одна поездка в Белград весной 99-го.

Какое чувство вызывает у вас современная Россия?


Вадим: Чувство надежды. Честно говоря, еще лет 5 назад страна производила более удручающее впечатление. Сейчас видно, что все движется в более или менее правильном направлении. Может быть, это и не совсем объективно, но, мне кажется, что в нашем взгляде из окна автобуса есть некая правда, незамыленность мнения. Мы вечные путешественники и наблюдатели. Нам есть с чем сравнивать.

"Дождаться Годо" - альбом взрослого человека. Вам 37. Имеет ли возраст значение?


Вадим: Конечно, в молодости легче жить. Все тебе все прощают. И, главное, сам себе прощаешь. Когда становишься старше, то теряешь право совершать ошибки и делать глупости. Это самое тяжелое приобретение взрослости. Закончив альбом, я вдруг понял, что повзрослел окончательно. И, видимо, это прощание с молодостью, оставшейся в XX веке. Вообще мы все еще не поняли, что вместе с веком закончилась рождественская сказка для человечества. Большинство населения планеты не сомневалось, что доживет до следующего века, а теперь все постепенно осознают, что до XXII не доживет никто. Наступили суровые будни. Светлое будущее улетучивается на глазах. Поэтому и ценности меняются резко - чем дальше, чем резче. Поп-музыка стала жестче в своей попсовости, увереннее в позиции, рок стал музыкой на любителя, почти как джаз. Гибнет ли искусство вообще? Нет, не гибнет. Оно притаилось, чтобы разобраться в новой обстановке и взорваться с новой силой в новом виде. Теперь уже понятно, что XX век прошел под знаком "Черного квадрата" Малевича. Что станет символом нового века - мы пока не знаем, и вряд ли узнаем. Хотя начало новой эры искусства я еще надеюсь увидеть. Время и мода - несколько разные понятия. Если я узнаю, что что-то стало модным, оно начинает терять интерес для меня, потому что уже принято всеми, а значит, лишено вкуса нераскрытости и недопонятости. Надо стремится быть не модным, а существенным, важным. Никогда не пройдет мода на то, что хорошо, в чем есть душа и интеллект.

"Судьбы И Стены" - самая красивая песня...


Вадим: Меня обвиняют в том, что это похоже на Гребенщикова. Хотя такой жанр - бобдилановский, балладный - не сам БГ придумал. Другое дело, что песня - городская, питерская. Ну, что делать, я тоже люблю Дилана и Петербург. "Асфальтовый Ветер" получилась немного пафосной, я так, спустя время, думаю. "Беглец" - самая ранняя песня, написана сразу после записи альбома "Булавка Для Бабочки". Стилистически она выпадает из новой пластинки, такой гитарный поп чистой воды - не хотелось грустно заканчивать альбом. Меня порадовал номер "Старые Сны", в последний момент его записали. На мой взгляд, его не хватало - там я просто читаю стихи. Рок-н-ролльная "Конец, Света", припанкованная с мрачноватым юмором. "Харакири" - песня обо мне, о том, что человек ради рок-музыки готов отдать все - и силы, и здоровье, фактически сделать себе харакири.

"Белая Песня" - самая личная?


Вадим: Все мои песни личные в одинаковой степени. Нет ни одной полностью обо мне или не обо мне. "Одиночества век" - строчка посвящена, скорее, Маркесу. Это книга - первая, по настоящему потрясшая меня. Еще некоторые книги стали для меня эпохальными - "Замок" Кафки, "Степной волк" Гессе и "Хазарский словарь" Павича. В предварительных черновых записях "Белой Песни" была скрипка Никиты Зайцева. Длинный психоделический проигрыш. Диалог гитары моей и его скрипки. Но, к сожалению, по техническим качественным параметрам ставить в таком виде песню в альбом я побоялся. Но запись эта существует и, я думаю, ее ждет судьба быть изданной как бонус-трек где-то, как редкая запись. Если бы я был более авторитетен и знаменит как сольный исполнитель, я бы не побоялся, наверно, в таком качестве ставить песню в альбом. Если бы эта была песня DDT, наверное, это так бы и произошло.

Строчка "Босиком на Луне и в парижском туннеле..."


Вадим: Честно говоря, я не любитель разбирать построчно собственные песни. Стихи - не информация, а чувства - краски на холсте. Разве для того, чтобы оценить и почувствовать картину, надо знать, в какой лавке куплена какая краска?

А вот ваша цитата из гостевой книги - "Любить - это наука, быть любимым - это искусство". В искусстве вы допускаете вариант везения?


Вадим: Нет. Искусство - тяжелый и упорный труд, необходима достаточная сила духа, а часто и просто физическая выносливость. Везение тут почти ни при чем. Не знаю ни одного великого творца, которому просто повезло. Так не бывает. Если же говорить о поп-конъюнктуре, коммерческой музыке, то, конечно, без везения никак нельзя. Это действительно рулетка для исполнителя. Но... это и не искусство.


NADINE

FUZZ #12 2001 (http://www.rockhell.spb.ru/musicians/ddt/a8.shtml)