23 ФЕВРАЛЯ НЕ СТАЛО ЮРИЯ МОРОЗОВА


С этим человеком было связано у меня несколько очень важных моментов в жизни…

Момент первый, 1979 г.: когда я учился в школе, у меня было на большой бобине записано несколько его песен: «Красотка Лошадь», «Сгиньте, Люди», «Есть на небе звезда…», «Твоя кровь остывает». Это были невероятно качественные записи настоящих рок-песен!


«Твоя кровь остывает в недопитом стакане средь окурков на грязном столе,

ты лежишь так же гордо с перерезанным горлом, как лежит королева во сне…»

(Твоя кровь)


Они были гораздо мрачнее, чем Аквариум или Машина Времени, чем Воскресенье или Мифы – это был настоящий тяжелый рок на русском языке!


«Нет утраты в том, что станет пустым,

как сортир, загаженный вами мир,

все бездарные ваши дела

с вами сгинут с земли без следа…»

(Сгиньте, люди!)

Сравнить это можно было только с группой «Россияне», но у Россиян не было качественных записей, а здесь была запись отличного качества. В хорошем смысле профессиональный голос Морозова наводил на мысль, что этот человек является участником какого-либо официального ВИА, а по ночам записывает подпольный рок.

«Есть на небе звезда, ее свет чернее ночи
лишь взойдет она, и сразу сердце рвет мне в клочья»

К тому же никто из моих друзей толком не знал, не скрывается ли под этим псевдонимом некая группа людей! Позже, спустя несколько лет я узнал, что этот таинственный Юрий Морозов работает звукорежиссером на студии звукозаписи «Мелодия», что записывает все в одиночку и, действительно, по ночам. Что его таскают в КГБ за подпольные записи с религиозным уклоном или за незаконное распространение самодельных рок-альбомов. Что в 70-е годы он с друзьями-хиппанами был задержан в пограничной зоне на юге СССР где они искали ни больше, ни меньше – волшебную страну Шамбалу… 

«Отдал бы все на свете, чтобы умер на кресте

не ты, а я, распятый за любовь свою!

Возьми мою молитву, ты же видишь, что я гибну

потому, что я люблю тебя, люблю!..»

(Амен)

 

Момент второй 1987 г.: мы с ДДТ участвовали в рок-фестивале в пригороде Ленинграда, поселке Шушары.
Сказали: будет Морозов. Я не поверил ушам: какой, тот самый Морозов? Да хрен знает, говорят, какой – Морозов и группа «Почта». А, ну наверное другой, подумал я. Вышел взрослый мужик, крепкий такой, не похож на музыканта, а скорее на отставного футболиста. Вот, говорят – Морозов. А, ну ладно, я сижу в зале. Вдруг он запел «Сгиньте, люди», только с другими словами – в припеве вместо «сгиньте люди» пел «кукиш в кармане»! Емае, думаю, так ведь это и вправду он!

Вот, всем говорю, это же тот самый Юрий Морозов, врубаетесь? А все говорят – какой тот самый? Никто, короче, не знал, кто это. Ну и дела, если-палки, я даже расстроился. 

«Когда-то ветер оборвет вершины

Скал и деревьев, высушит моря,

Снег занесет забытые могилы,

Безвестных имена…»

(Когда-то ветер…)

Момент третий, тот же 1987 г. : правдами и неправдами пробили для ДДТ возможность записать пластинку на «Мелодии». Звукорежиссером назначен Морозов. Он там, сказали, «главный по року». Так мы познакомились. Я попросил у Морозова его записей побольше послушать, ведь то, что я слышал в школьные годы – всего несколько песен из «Морозов ин рок» - крупицы, одним словом. Тут уж он меня обеспечил своими альбомами: Вишневый сад Джимми Хендрикса, Женщина 22, Свадьба кретинов – золотой фонд русского рок-подполья! Я ему сказал: вот бы это на концертах поиграть! Позже мы сделали программу с ним – Игорь Доценко, Андрей Васильев и я – играли в перерывах между концертами ДДТ, а иногда даже ездили вместе на гастроли.

Морозов пел :

«высоко над землей дьявол и гений

мне построили дом четырех измерений,

я сижу у окна, щупаю звезды,

они скользкие, как человечьи мозги,

лалалала, я кретин и мне в кайф!»

(Кретин)


Народ немного не догонял, но это было круто!:)

Момент четвертый, 1988г. : Морозов мне говорит: не хочешь свои-то песни записать? А я и рад, конечно, говорю, давай запишем, а где? А вот, говорит, здесь прямо на «Мелодии» и запишем по вечерам! Ну это, я вам скажу, счастье было невероятное для меня: мои песенки на профессиональной студии! Так мы записали «Тусклое Солнце»…

Потом я на его альбомах несколько раз записывался в основном, как басист - и иногда на флейте играл. У Морозова, к слову сказать, к 1990 году уже было записано почти 50 альбомов! Я, честно говоря, при всем моем интересе к его творчеству, слышал далеко не все.

 «В тот день, вцепившись в гриву, на спину ей вскочил я вдруг,

С ней взвившись над землей, скакал во весь опор,

Пока не грохнулся об камень головой,

О, красотка Лошадь, не познав тебя!»

(Красотка Лошадь)

 Момент пятый, 1990г. : Морозов говорит: пора тебе новый альбом записывать, только мне, говорит, неохота в свободное время сидеть, я тебя в план «Мелодии» вставлю – на официальную пластинку, то есть! О, круто! Только эта официальная запись затянулась на целый год, мы с ДДТ тогда много ездили. Начали запись «Никто» мы в январе, а закончили в декабре, но – записали в конце концов! Юра мне сильно помогал советами в аранжировках, он вообще был настоящий продюсер. После альбома «Никто» я еще несколько раз записывался на его альбомах, и он с ДДТ несколько раз работал в студии и на концертах, но моих альбомов мы больше с ним не записывали…

 «Вместо солнца сверкает лед отражением тьмы,

чтоб любить, на него смотреть мы с тобой не должны…»

(Сто лет до весны)

 Момент шестой, 1992г.: мы в ДДТ готовили программу Черный Пес Петербург. Встал вопрос, кто будет на концертах сидеть за пультом. Решили позвать Морозова – он появился, стал приходить на репетиции и записывать про каждую песню что-то в тетрадку. Мы были покорены – звукорежиссер ходит на репетиции! Такого мы еще не видели! Те, кто бывал на концертах ДДТ 1992-1993 годов помнят, насколько разительно и выгодно «Черный Пес» отличался от всего, что было в русском роке в то время. В том числе и по звуку. На одном из концертов Юра Шевчук объявил : за пультом – старейший монстр рока Юрий Морозов! Только случайно пропустил «рока». Получилось Так мы его и звали – Старейший?«Старейший монстр Юрий Морозов» Монстр!

 «Где, где летаешь ты теперь, Джон Леннон?

Смыт след волною на песке… Джон Леннон!»

(Надкушенное яблоко)

 Момент седьмой, 1997 г : Морозов написал мистицизированную автобиографию «Подземный Блюз». Книга вышла в очень хорошем издании, с иллюстрациями самого Юры и цветными репродукциями картин его жены - Нины. Я читал с удовольствием – там и про ДДТ было, и про мистического двойника Морозова, который якобы все его песни сочинял, и даже про меня – я там такой персонаж загадочный, полуреальный.

 «Пусть снится всем твой сон, Люси!

Пусть снится дольше он…»

(Ее зовут Люси)

 Момент восьмой, 1999 г.: Юра пришел на один из моих первых концертов с Курылевбэндом в клубе «Зоопарк». Хороший клуб, сказал, может и мне тут как-нибудь выступить? В то время он работал с Чижом концертным звукорежиссером. Чиж с группой помогли записать Морозову альбом из его старых самых знаменитых песен. Там была моя с детства любимая «Твоя кровь остывает». В последние годы мы редко с ним общались, иногда по телефону беседовали. Он часто болел. Я все мечтал записать с ним какой-нибудь новый альбом, и Юра говорил, что с радостью меня вновь запишет, но этому не суждено было осуществиться… 

«Да теперь ты храм заколоченный,

Заколоченный, развороченный…»

(Баллада о Храме)

Когда человек уходит из жизни, начинаешь вспоминать, сколько у тебя с ним связано, и чем ты ему обязан. Тут что-то очень много всего набирается, чем я Морозову обязан, очень много. Все я сейчас не могу рассказать. Когда придет мой черед писать книгу, он там будет одним из главных персонажей.

Момент девятый, после 2000 года. Кажется, последняя студийная его работа – Хроматические Инсталляции, альбом 2000 года. Удивительный тонкий красивый альбом, просто светящийся изнутри Любовью к Музыке. Спасибо тебе, Маэстро Морозов, за то, что ты был с нами на этой Земле. Так долго и бесконечно мало…

«Я устал от безнадежных песен,

от того, как мало места

было нам на этом свете:

и любить и петь здесь тесно…»

Ю.Морозов, «Отходная»

 

28 февраля 2006 г.,
http://el-guerilla.livejournal.com/32242.html