Имя Вадима Курылева знакомо поклонникам российского рок-н-ролла: 15 лет он играл на гитаре в DDT. Кто-то помнит его в ДУБАХ-КОЛДУНАХ, кто-то — в альтернативных проектах еще позапрошлого, рок-клубовского десятилетия. Кое-кто осведомлен о его сольном творчестве.


В этом году музыканту исполнилось 40 лет. Юбилей Курылев отметил подобающе: покинув наиболее успешную рок-группу страны, сколотил новый коллектив, записал и выпустил в свет альбом. Вадим: “Во время записи — по уходу из DDT — передо мной стояла задача позиционировать себя как самостоятельную творческую единицу и, мне кажется, цель достигнута. Во всяком случае, альбом разительно отличается от моих предыдущих работ”.

 

“EQUILIBRIUM”

Альбом получился со странным, почти гаражным звуком, со стремительными гитарными эскападами, жесткой, упругой ритм-секцией и не слишком политкорректными текстами. В нем много зрелых размышлений, остро поставленных вопросов, ответить на которые автор пытается в эдакой “позитивно-агрессивной” манере.


Вадим Курылев: Эквилибриум — это равновесие. Название альбома можно толковать по-разному. В первую очередь, подразумевается середина жизни. Человек уже стал взрослым, но еще не постарел. Он еще полон сил, но полон уже и житейского опыта. Пик жизни. Тут можно говорить и о душевном равновесии, и о согласии с миром... Это достаточно точно отражает мое нынешнее внутреннее состояние.


FUZZ: Не сказать, что альбом полон умиротворенности... Парадокс?


Вадим: Он напрашивается. Мир на грани тысячелетий. В Нью-Йорке рухнули небоскребы. Я сам Близнец по гороскопу. На меня это произвело особо гнетущее впечатление...


FUZZ: Оформление альбома — современный мегаполис...


Вадим: ...Для очень многих людей мир покачнулся тогда. Мир в своей двойственности — рухнул. Разбилось зеркало, в которое мы все смотрелись... Оформление диска делали мы с Володей Дворником — это художник DDT. Символ эквилибриума придумал я, а Володя предложил фотографию, которую он сделал с крыши одного из небоскребов в Чикаго.

 

ПЕСНИ

Альбом несет ощутимую идеологическую нагрузку. Правда, имена и исторические параллели здесь — не столько политические фетиши, сколько культурологические символы. Курылев не скрывает своих симпатий: Че Гевара, Мисима, Китано. В музыке — Лу Рид, Ник Кейв, Пи Джей Харви. Во многом настроение альбома определяют включенные в него каверы: “Hasta Siempre!” кубинского барда Карлоса Пуэбло и “Моя Оборона” сибиряка Летова. “SMS”, “Доброволец”, “Падая С Облака” и т. д. — жесткие бескомпромиссные рок-н-роллы, записанные Курылевым в альянсе с Михаилом Нефедовым (экс-АЛИСА) и духовой секцией DDT (М. Чернов, И. Васильев) летом 2003 года в студии у А. Тропилло. Никакой электроники, сэмплерной техники. Все живо, свежо, эмоционально. Без пафоса и заигрывания со слушателем. Наиболее забавный и выпадающий из общего контекста номер — “Вечный Джаз”.


Вадим: Рэповый номер (смеется). Был придуман буквально за пару дней до шестидесятилетия Дяди Миши Чернова. Я ломал голову, — что бы ему такое подарить, чем порадовать? И мне пришло в голову написать шуточные куплеты в духе капустника. Я просто зарифмовал историю жизни Дяди Миши и приделал к получившейся песне нехитрый припев. И все это записал накануне торжества. Игорь Доценко сыграл на барабанах, я — на всем остальном. И все, кто был в студии, хором прокричали припев. Нарезали на диск и преподнесли его Дяде Мише на следующий день, прямо во время застолья. Он был тронут до слез! Номер получился настолько удачным, что мы его даже на концертах DDT стали исполнять. Шевчук хотел его включить во вторую часть “Единочества”. Записать не на скорую руку, доделать аранжировки, может быть, слова немного подправить... Но я покинул DDT после записи первого тома “Единочества” и, естественно, песню унес с собой. Переписал заново и включил в свой альбом... “Вечный Джаз (Дядя Миша)” то ли вышел, то ли должен выйти и на одном из концертных альбомов DDT.

 

КУРЫЛЕВ-БЭНД

В конце 2002 года Курылев покинул группу DDT, участником которой был более 15-ти лет. Почему?


Вадим: Никаких тайных конфликтов, драк с Шевчуком не было. Просто я понял, что пора уходить: стали появляться творческие разногласия, просто человеческая усталость... И, главное, я осознал, что в рамках DDT не могу заниматься сольным творчеством. Юра, вроде, был не против, но на практике ничего не получалось. DDT отнимали все время. Я не мог ни поучаствовать в каких-то параллельных проектах, ни записать сольный альбом. Это притом, что у DDT своя студия! Два года я мыкался и понял, что засиделся на одном месте и надо валить. Роль аккомпаниатора у Шевчука меня перестала устаивать. Подумалось, что в жизни я могу сделать что-то еще важное помимо этого... Как-то мне позвонил старый товарищ Миша Нефедов (он тогда еще играл в АЛИСЕ). Сказал, что у них в последнее время мало концертов, и предложил услуги в качестве барабанщика. Я с радостью согласился. Третьим участником коллектива стал молодой музыкант Павел Вовк — басист из КАБРИОЛЕТА ЛЕСНИЧЕГО. И в таком составе мы играем уже полтора года...


FUZZ: Концертов много происходит?


Вадим: Ну, может быть, не так много, как хотелось бы. У нас пока не получается делать турне. В основном, Москва и несколько близлежащих городов... В Питере играем постоянно. Приятно, что у нас уже образовался некий постоянный контингент слушателей.

 

ПАНК-РОК

FUZZ: Евгений Мочулов (музыкант РОССИЯН, экс-директор DDT) как-то обмолвился: Курылев решил стать рок-музыкантом, посетив в 1981 году легендарный концерт РОССИЯН в ЦПКиО. Это правда?


Вадим (смеется): Ну, это он погорячился. К тому времени я уже вовсю слушал рок-музыку и играл ее. В 1980-м побывал на концерте МАШИНЫ ВРЕМЕНИ в “Юбилейном”. Это был, конечно, уже никакой не андеграунд, но все равно очень круто. Я просто тогда влюбился в МАШИНУ. Все их песни знал наизусть, пел под гитару. Но когда я попал на РОССИЯН... Еще неизвестно, что произвело на меня большее впечатление — сама группа или собравшийся на том концерте контингент слушателей. Там были хиппи, панки, еще черт знает кто... Это был уже рок-н-ролл настоящий. Там я действительно понял, что все это — мое.


FUZZ: Какую музыку ты играл, и в каких группах?


Вадим: Я окончил школу в том же году, когда открылся Рок-клуб... В школе у нас была группа с одноклассниками, даже не одна. Мы играли какие-то песни на английском языке (я учился в “английской” школе). Потом — что-то из репертуара МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, ВОСКРЕСЕНИЯ. Пытались писать песни на русском... Был период, когда играли очень жесткий якобы панк, хотя его практически не слышали. А про SEX PISTOLS у меня была огромная разгромная статья из “Литературной газеты”. Автор писал о том, как он побывал на концерте SEX PISTOLS в каком-то клубе, как все было ужасно, громко, как музыканты вели себя на сцене непотребно. Мы, разумеется, тоже решили играть панк-рок, руководствуясь этой статьей. Думаю, она многих тогда вдохновила... Мы пели по-английски — сами придумывали слова или брали какие-нибудь стихотворения. Что-то переделывали в них, и под примитивные аккорды я орал текст страшным голосом... Тогда я даже не мечтал, что наступит время, когда я смогу работать музыкантом! Занимался музыкой потому, что не мог ею не заниматься. Не было планов, перспектив, денег. Так, иногда халтурки... И я предвидел, что такое любительство будет всегда.

 

DDT

После окончания средней школы Вадим стал работать киномехаником, коротая время до призыва на действительную военную службу за музицированием в группе со звучным названием ПАРАДОКС. Служил, как водится, в Ансамбле песни и пляски. Из армии вернулся в 1984-м.


Вадим: В DDT я попал случайно. Группа была известная, но в узких кругах. И вот Шевчук, перебравшись из Уфы сначала в Москву, а после в Питер, стал искать музыкантов для нового состава. Ему активно помогал Женя Мочулов, а он, в свою очередь, был знаком с моим армейским другом Сашей Смирновым, который и предложил Мочулову мою кандидатуру. Договорились встретиться. Пришел ко мне Юра...


FUZZ: Каким он тебе тогда показался?


Вадим: Ну... интеллигентный мужчина. Он тогда достаточно взросло выглядел. Или мне так казалось. Мне было 22 года, ему — 29... Он был не очень похож на рок-музыканта, скорее, на выходца из студенческих КСПшных кругов. Начинал-то он как раз с авторской песни, с социальной тематики. А потом уж нашел себя в роке... И вот, пришел ко мне в гости. Спел “Церковь Без Крестов”, свеженаписанную тогда песню. Он тогда обдумывал, как ее играть. Мне понравилось. И мы договорились, что через 2 месяца приступим к репетициям. Он ушел, оставив мне огромную бобину, два альбома — “Периферию” и “Время”... Это был 1986 год. Осенью начали репетировать...

 

СОЛО

Сольная карьера Курылева развивалась параллельно работе в DDT. В 1988 году музыкант записал свой первый магнитоальбом “Тусклое Солнце”, распространявшийся исключительно через модные в ту пору салоны звукозаписи. Полностью альбом, записанный в еще полуподпольных условиях на “Мелодии” у Юрия Морозова, опубликован не был. Относительно удачно сложилась судьба альбома “Никто” (1990-91), уже официально записанного на “Мелодии”: он был издан на виниле в 1992 году. Однако за время записи советский звукозаписывающий монстр почил в бозе, и пластинка была издана фактически за свой счет (при переиздании на CD два первых альбома были скомпилированы, — лучшие треки с двух первых студийных опытов объединены в диск “Никто”). Песни Курылева коммерческим успехом не пользовались, но их мелодичность и отсутствие пафоса как бы противопоставили автора пестрой тусовке питерских рок-революционеров. Басист DDT украсил музыкальную палитру города, став “своим среди чужих”, — признанным лириком и популярнейшим инструменталистом в среде радикалов. Его универсальный талант (помимо DDT) был востребован в таких неординарных проектах конца 80-х как ОПЫТЫ А. ЛЯПИНА и группа Юрия Морозова. В начале 90-х Курылев участвовал в ОПАСНЫХ СОСЕДЯХ. Потом были ДУБЫ-КОЛДУНЫ...

 

ДУБЫ

Мысль играть и перезаписывать старые советские шлягеры в рок-н-ролльных обработках (фактически — один в один, лишь местами придав необходимую упругость слегка анемичным традиционным аранжировкам) пришла в голову гитаристу DDT Андрею Васильеву. Слушатели, пресыщенные электропопом, захлестнувшим страну в первой половине 90-х, восприняли слегка облагороженные артефакты соцреализма не без воодушевления. Популярность ДУБОВ-КОЛДУНОВ быстро переросла размеры локальной. Группа стала своего рода провозвестницей модного впоследствии пост-советского ретро. ДУБЫ просуществовали на сцене без малого 3 года и записали два полновесных альбома — “Там, За Горизонтом” (1993) и “Не Повторяется Такое Никогда?” (1995). Каждое публичное выступление было настоящим ностальгическим шоу, и вызывало всплеск нешуточных эмоций у новорусских меломанов. Многие считали Курылева идеологом и вдохновителем коллектива: он с большим чувством пел про “школьное окно” и “старый клен”.


Вадим: ДУБЫ-КОЛДУНЫ был проект шуточный, большой прикол, вынесенный на всеобщее обозрение. Поначалу нам казалось, что это вообще полный бред. А Андрей Васильев говорил: хватит эти подпольные роки играть, надо создать настоящий ансамбль, ВИА — надеть всем клеши... И как-то для нас неожиданно все это материализовалось. Компания друзей-собутыльников — музыкантов из DDT, АЛИСЫ, НЭПА — вдруг превратилась в действующую группу. Успех был невероятный. Сразу нашлись люди, готовые финансировать запись. Было весело, прикольно, но шутка затянулась. Проект распался, показав окружающим, каков может быть легкий путь к успеху.

 

В ОЖИДАНИИ

Последняя пятилетка века ознаменовалась всплеском творческой активности. С момента записи альбома “Это Все” (1994) Курылев стал одним из основных действующих лиц DDT: “Половина гитарных партий на там сыграна мной, половина — Артуром Овсепяном, хотя он тогда и считался “штатным” соло-гитаристом группы”.


С 1995 года Вадим стал “официальным” гитаристом DDT. Его “дебютом” был диск “Любовь” — один из наиболее мягко аранжированных альбомов Шевчука. Сразу же после записи “Любви” Вадим приступил к работе над собственным проектом “Булавка Для Бабочки”, в котором пытался воплотить то, что в DDT пришлось не ко двору. Гитарный мейнстрим. Песни, написанные в бесшабашный период существования ДУБОВ-КОЛДУНОВ... Далее последовал значительный перерыв в сольном творчестве. В DDT происходили изменения состава, музыканты целиком сконцентрировались на создании полотна “Мир Номер Ноль”. До записи очередного сольного альбома дело дошло только в 1999-м. Работа продвигалась трудно.


Вадим: Альбом стал записываться в 1999 году — как раз этот рубеж. Больной момент в истории человечества. Я увлекся авангардом, абсурдизмом, футуризмом. Рисовал много... И в альбоме “Дождаться Годо” постарался передать свои ощущения и мысли... состояние человека на рубеже тысячелетий. Оказалось (усмехается), что ощущения достаточно тяжелые. Альбом получился мрачным. Но что-то такое изначально и задумывалось... В разработке программы участвовал Никита Зайцев, но к записи мы приступили уже без него. Планы были нарушены. Я не стал ничем заменять его скрипку. Может быть, поэтому некоторые песни производят впечатление незаконченных. Я оставил место для фантазии... Пусть слушатели воображают, что там звучит психоделическая скрипка Никиты.

 

40

FUZZ: Сорок лет — это серьезная дата. Как ты себя ощущаешь в ней — как музыкант и человек? Ты даже курить бросил...


Вадим (смеется): Да, бросил... Как себя ощущаю? В целом — хорошо. Я почти счастлив, поскольку занимаюсь сейчас тем, чем хотел заниматься всю жизнь — собственным творчеством. Уйдя из DDT, я обрел себя. Самое главное, я успел это сделать до круглой даты, — до сорока.

 


ДИСКОГРАФИЯ


“Никто” (1990-1991)

Романтические рок-баллады, барокко. Изящные аранжировки — флейта, губная гармоника, клавесин. Противопоставление духовного мира человека кипящим страстям окружающего мира. Прекрасный в своей обреченности поиск гармонии. Красиво, но — на любителя.


“Булавка Для Бабочки” (1996)

Весьма актуальный по тем временам гитарный мейнстрим, лирический поп-рок с романтическими текстами. Мелодии несколько однообразны, а тексты не слишком, увы, выразительны, но в целом альбом производит впечатление достаточно зрелой работы.


“Дождаться Годо” (2001)
Характерное название. Сложный, концептуальный альбом, содержащий в себе фрагментарные абсурдистские, футуристические изыски, авангардные эксперименты. Тяжелая гаражная психоделия, панк-блюз. Все осмысленно, философично, емко. Местами — драматично и даже трагично. Мир на грани...


“Эквилибриум” (2003)

Альбом, записанный сразу после ухода автора из самой популярной рок-группы России. Еще хранящий в себе весь пыл внутренних противоречий и переживаний, выплеснутых эмоций. Панк-рок, пост-панк, тяжелый рок-н-ролл. Жесткий гаражный звук. Добрая половина песен — удар ниже пояса, плевок в сторону человеческого общества, потерявшего свое лицо. Невкусно? Добро пожаловать в революцию!


Гитару Вадима Курылева можно услышать на записях следующих групп и исполнителей:
DDT
ОПЫТЫ А. ЛЯПИНА
ОГПУ ИМ. МОРОЗОВА
ОПАСНЫЕ СОСЕДИ
ДУБЫ-КОЛДУНЫ
DAGMAR ZIMMERMANN
А.В.О.С.Ь.
КУРЫЛЕВ-БЭНД     

 

Александр ПОЛИЩУК, FUZZ 10 2004
http://www.fuzz-magazine.ru/ru/magazine/2004/10-2004/1712-2009-08-11-17-10-33