ПОСЛЕДНИЕ ПРОЕКТЫ...


Евгений Гаврилов: Какие последние проекты предлагает слушателям Вадим Курылёв и его команда?


Вадим Курылёв: Последний наш альбом, который вышел в прошлом году, - "Эквилибриум". Сейчас работаем над новым альбомом, надеюсь, он скоро появится в продаже.


Е.Г.: Вы известны как человек, увлечённый музыкой и хорошо разбирающийся в различных её направлениях. Как вам это удаётся при таком обилии направлений и стилей? Есть ли секрет понимания стилей?


В.К.: Дело в том, что музыкальных стилей, действительно, много. Но я далеко не во всех сведущ. Просто есть некоторые музыкальные направления, которые мне интересны. А во всей музыке мира разбираться невозможно для одного человека.Я, конечно, много знаю музыки разной. В первую очередь, то, что касается рок-музыки, стилей и жанров, прилегающих к рок-музыке.
Е.Г.: Есть ли смысл в делении музыки на стили и направления?


В.К.: В каком-то смысле есть. Для удобства, для того, чтобы можно было разобраться: что нужно, чтобы можно было найти ту музыку, которую хочется. Для чего в мире столько музыки разной? Для того, чтобы каждый человек мог найти именно ту музыку, которая созвучна его душе. Поэтому нужно как-то помогать людям определиться и найти свою дорогу в музыке. Для этого и существуют разные жанры, деления на стили.


Е.Г.: Вы известны как человек, увлечённый музыкой и хорошо разбирающийся в различных её направлениях. Как вам это удаётся при таком обилии направлений и стилей? Есть ли секрет понимания стилей?


В.К.: Дело в том, что музыкальных стилей, действительно, много. Но я далеко не во всех сведущ. Просто есть некоторые музыкальные направления, которые мне интересны. А во всей музыке мира разбираться невозможно для одного человека.Я, конечно, много знаю музыки разной. В первую очередь, то, что касается рок-музыки, стилей и жанров, прилегающих к рок-музыке.


Е.Г.: Есть ли смысл в делении музыки на стили и направления?


В.К.: В каком-то смысле есть. Для удобства, для того, чтобы можно было разобраться: что нужно, чтобы можно было найти ту музыку, которую хочется. Для чего в мире столько музыки разной? Для того, чтобы каждый человек мог найти именно ту музыку, которая созвучна его душе. Поэтому нужно как-то помогать людям определиться и найти свою дорогу в музыке. Для этого и существуют разные жанры, деления на стили.


Е.Г.: Но в музыке, как правило, идёт смешение стилей?


В.К.: Каждому исполнителю или группе самому себя очень трудно верно охарактеризовать и верно назвать свой жанр. Обычно это должны делать люди со стороны. Потому что музыканту, как правило, кажется, что он играет в каком-то определённом стиле, а на самом деле всё по-другому, поэтому и бывает часто путаница.


Е.Г.: Новое поколение не предлагает настоящих рок- и поп-поэтов. Весь рок, получается, держится на представителях советского андеграунда. Можно ли что-то изменить? Или мы похожи на промотавшихся отцов?


В.К.: Я не знаю. Сейчас просто все коммерционализировалось, и рок-музыку подобрали крупные лейблы, радиостанции, звукоиздательские фирмы. Всё это держат, и, получается, сейчас дорога открывается только тому, на ком можно заработать деньги. Причём сразу. Это и сказывается на рок-музыке. Рок-музыка перестаёт быть таковой, она превращается в раздел поп-музыки. Отсюда и все беды творческие. Поэтому и нет поэтов и ярких художников в рок-музыке. Их не осталось, потому что они ушли в какие-то другие области искусства или даже не искусства. Кто-то в науку, кто-то в деловую сферу.Если не будет смены поколений, то, я думаю, получится через раз. Можно посчитать, что это поколение в рок-музыке и поэзии ничего не сделало. Нашу страну серьёзно перетряхнуло после 1990 года, и странно, что вообще ещё более-менее что-то нормально. Могло быть и гораздо хуже. Это сильно зависит от экономических и политических процессов в стране. Винить само поколение нельзя. Они в этом не виноваты. Точно так же нельзя превозносить свято предыдущее поколение, потому что они просто выросли в определённой атмосфере, на своеобразной почве, которая была более благодатна для глубокого творчества и понимания, что такое искусство.А новое поколение произрастает на иной почве. Но оно не понимает. У него иные ценности.Будем надеяться, что дальше будет новый творческий виток.


Е.Г.: Не считаете ли вы, что увлечение Коэльо и Мураками порождены отсутствием обзорности в литературе и определённой ограниченности во вкусах?


В. К.: Можно сказать, что такие авторы, так сказать, снизошли, спустились к молодёжи, сделали шаг навстречу. Шаг вниз к широкой публике. С одной стороны, можно предположить, что это хорошо. С другой стороны, не очень, что нужно читателя поднимать к себе, а не опускаться к нему. Но это спорные вопросы. Может быть, для того, чтобы его поднять, нужно сначала к нему опуститься? Может быть, Коэльо и Мураками как раз и есть недостающее звено, ступенька, с помощью которой люди поднимутся чуть выше и на более серьёзном уровне будут познавать литературу?


Е.Г.: Шоу-бизнес, скорее, ближе к пошлости, чем к музыке. Почему многие музыканты, пришедшие из рока в мир шоу-бизнеса, стали продвигать музыку продажи, а не музыку души?
В.К.: Я считаю, что неправильно оценивать так ситуацию, потому что в 70-х годах рок-музыка была настолько модным элементом и эти люди занимались тогда рок-музыкой потому, что на ней можно было делать деньги. Язык не повернётся назвать их рок-музыкантами даже в то время. Хотя я когда-то и бывал на концертах "Интеграла", но это был не рок, это была такая эстрадная стилизация под рок, подходило к рок-музыке. Это была мода. Они были музыкальными бизнесменами и в советские времена.


Е.Г.: В вашей жизни была масса гитар. Одна серьёзнее другой. Теперь "GIBSON LES PAUL". Что толкает вас время от времени изменять притёршемуся и слившемуся с вами инструменту?
В.К.: В течение жизни вкусы немножко меняются. То интересна одна музыка, то другая. Невозможно же в жизни играть одно и то же. Я всегда играл по-разному, у меня в разные периоды жизни были увлечения разной музыкой. Отсюда и разные инструменты. На одном инструменте удобнее играть одно, на другом удобнее работать в ином стиле. Это во-первых. А во-вторых, я много лет играл на бас-гитаре и у меня гитара была не основным инструментом. Уже потом, когда я стал играть на гитаре, то мне пришлось какое-то время искать себя, какой инструмент мне подходит. Я не сразу в этом разобрался. Искал, покупал, какие-то гитары были у меня очень недолго, так как я быстро убеждался, что они не для меня. Некоторые задерживались дольше. Всё меняется. И инструменты вместе с нами. По-моему, даже самые великие гитаристы имеют помногу гитар, и если посмотреть обзорные фотографии разных лет, того же Эрика Клэптона, то у них разные инструменты. То это FENDER, то GIBSON, то ещё на какие-то несусветные гитары. Это так же нормально, как и существование разной музыки, для которой существуют разные инструменты. В частности, много разных электрогитар - для того, чтобы музыкант для каждого состояния своей души, периода жизни, мог подобрать подходящий инструмент.


Е.Г.: Есть ли у вас реликтовые гитары, которые вы храните?


В.К.: У меня есть некоторые гитары, которые я не хотел бы продавать. Но я далеко не так богат, как Эрик Клэптон. И всякое может быть в жизни. У меня гитара "RICKENBACKER - бас" наиболее из моих инструментов овеяна славой былых лет. Хотя это бас-гитара, на которой я не играю. С ней я расставаться ни за что не хотел бы. И мне всегда нужен бас, когда записываю альбомы. И басист, который со мной сейчас играет в моей группе, Павел Вовк, играет на этом басу, потому что этот инструмент обеспечивает правильное звучание нижнего регистра в моей музыке.


Е.Г.: История полна примеров, когда те или иные деятели искусства, находясь в андеграунде, не замеченные современниками, представляли в иных поколениях своё время. Налагает ли это на вас какие-либо обязательства?


В.К.: Конечно, хочется сделать какие-то серьёзные вещи, но на самом деле в первую очередь нужно делать то, к чему лежит душа, что я сейчас и делаю. А поскольку у меня сегодня широкого признания нет, то практически всё, что я сейчас создаю, это считается для будущего - потомки разберутся.


Е.Г.: Удалось ли вам сегодня соединить в своей группе единомышленников, с которыми будете работать годы? Или процесс пока не завершён?


В.К.: Нельзя зарекаться, кто с кем будет работать годы, так как это непредсказуемо. Например, когда пришёл в группу "ДДТ", я не рассчитывал провести в этой группе более 2-3 лет. Тем не менее, проработал 16 лет. Такие вещи наперёд не планируются. С теми людьми, с которыми сейчас играю, у меня всё в порядке. Что будет потом - не знаю. Сейчас мы играем втроём: Паша Вовк - басист и Миша Нефёдов - барабанщик из "Алисы".


Е.Г.: "Дубы-колдуны", как вы сказали, были больше приколом - показать и доказать, как лёгок успех. Неужели только эти цели преследовались вами?


В.К.: Этот проект был вялотекущим и просуществовал где-то три года. Иногда где-то собирались. Естественно, нам это было интересно, но глобальных целей мы перед собой не ставили. Нам это было очень весело, потому что тогда ещё только-только нарождалась эта ретро-волна советских ВИА. Можно сказать, мы были одними из "первых ласточек". Уже потом это пошло в тираж. А тогда это было мило, душевно. Эти песни как бы возвращали нас в детство. Когда мне было лет семь, эти песни везде звучали. Только не надо забывать, что это была официальная советская эстрада, стилизованная к поп-року, к западному приближенного и было много элементов, содранных с западной музыки, а некоторые мелодии брались целиком. Это была эпоха, которая нас растила, но мы, к сожалению, с самого детства не могли в полной мере слушать западную музыку, но этот пробел нам восполняли эти наши советские эстрадные ВИА.Когда мы стали чуть постарше, лет в 12, то я слушал уже рок-музыку только западную. Мы с моими приятелями-одноклассниками всё отечественное презирали страшно. Потом уже, когда мы стали взрослыми, то стали исполнять это как прикол. Но некоторые люди, более старшего поколения, нас тогда не поняли и посчитали, что мы с "Дубами-колдунами" предали рок-идею и играем советское дерьмо. А в той музыке очень много элементов западной поп- и рок-музыки. На самом деле для всех этих песен имело очень большое значение звучание. Как это записано, звучание электрогитар, как тогда записывали барабаны (удалённо, двумя микрофонами). Когда я во второй половине 90-х услышал, как наши эстрадные артисты стали это перепевать, то пришёл в ужас. Они просто убили весь шарм советских ВИА конца 60-х - начала 70-х, который заключался во многом в звуке, как это было записано. Всё переписали по-новому, под электронные клавиши и под драм-машины. И ужас - они убили музыку!


Е.Г.: "Чёрный квадрат" был одно время вашей любимой картиной. Вы больше склонны к абстрактной живописи. Неужели подмена реальности символами может родить будущее?


В.К.: Что значит подмена? Во-первых, символы всегда сопутствовали человеку в его культуре. Они связаны с религией. На самом деле, абстрактная живопись - настоящая живопись. Потому что живопись реалистичная имела смысл тогда, когда не было изобретено фотографий. Это было развитие ремесла, передать на бумаге и изобразить то, что есть. А абстрактная живопись - настоящее искусство. Символы - как древние азбуки, буквы, которым десятки тысяч лет. А фотография показала, что есть живопись, а что есть неискусство. Что нужно, а что нет. Отличное избретение, которое поставило всё на свои места. Посмотрите, какой толчок дало появление фотографии абстрактной живописи. Ведь до этого абстрактной живописи практически не было. Были единичные непонятые художники типа Босха. Практически вся живопись была реалистичной. И когда появилась фотография, пошёл мощный поток именно абстрактной живописи. Появились футуристы, кубисты, датоисты и так далее. Всё это появилось благодаря технологии кино и фото. Художники поняли, что нет смысла дублировать реальность, нужно показывать какие-то более сложные и глубокие вещи, какую-то метафизику человеческой души. То, что на самом деле фотография показать не может, а художники - могут.


Е.Г.: Поэзия - опасная вещь. Какую главную истину должен усвоить каждый, кто решился взяться за сочинение стихотворений?


В.К.: Он должен усвоить, что берёт на себя большую ответственность. Стихи обладают невероятной силой. Если человек пишет о чём-то в стихах и этого нет, то есть очень большая вероятность того, что это произойдёт. Настоящая поэзия влияет на ход истории, на то, что происходит с нами в жизни.


Е.Г.: Ваши пожелания всем начинающим музыкантам?


В.К.: Музыкантам желаю правильно найти свою музыку в жизни. Остальным же - больше слушать хорошей музыки.

Беседовал Евгений Гаврилов, 12 сентября 2004 г.
специально для ТРК РиФ и Музыкальной Газеты ПроРок (г.Бийск) - http://www.prorok.noonet.ru/interv/kurilev.htm