ИНТЕРВЬЮ ДЛЯ САМАРСКОЙ ГАЗЕТЫ "РЕПОРТЁР"

- Прежде всего меня интересует, как Вы ощущаете себя после ухода, чем вы всё это время занимались и чего добились?

- За это время я добился немногого, но собрал временный коллектив. Некоторые концерты клубные уже начали играть. Много времени ушло на дела в связи с переменой образа жизни…

- Я знаю у Вас программа новая, "Эквилибриум". Не могли бы вы что-нибудь о ней рассказать?

- Эта программа включает в себя несколько новых песен, но она не полностью новая. Поскольку я с концертами вообще редко выступаю, и последний концертный заплыв был у меня года два назад, она как бы и новая, её мало кто слышал. Но большая часть песен там со старых альбомов. Особой концепции или сюжета там нет. Предыдущая наша программа была более задумиво-психдолелическая, а сейчас со мной играет очень классный барабанщик Миша Нефёдов*, и поэтому появилась возможность сделать упор на рок-н-ролльное драйвовое звучание.

- А на студии вы сейчас записываете какие-то песни, уже аранжированные?

- Я собираюсь скоро начать записывать новый альбом. Сначала хочу записать сингл - две-три песни, чтобы отдать его на какое-то радио, а потом следом сразу начинать писать альбом. Может быть, уже в мае начнётся что-то, какая-то студийная работа.

- То есть у Вас есть цель заявить о себе народу…

- Да я всю жизнь этим и занимаюсь, цель не новая.

- В прошлом интервью, когда я вам задал вопрос про публику на концертах, вы сказали что её приходит очень немного. Как сейчас, изменилась ситуация?

- Публики немного ходит. Клубы почему-то не хотят нас рекламировать. Я не знаю, в чём дело, в чём собака зарыта, но если нет афиши, то кто придёт на концерт? Кто об этом узнает? Нужно, видимо, просто за этим следить, а у меня пока нет менеджера или директора. Нет того, кто бы за этим следил. Полдела - концерт провести. А ещё полдела - оповестить об этом людей, чтобы публика пришла.

- Насколько я понял, одной из причин Вашего ухода из ДДТ была невозможность реализовывать какие-то свои творческие задумки. Теперь, когда вы ушли, как обстоит дело?

- Сейчас, когда я ушёл из ДДТ, в этом смысле я свободен. После ухода мне пришлось сильно перестраивать свою жизнь, пришлось переустраиваться. Я не мог выйти со студии ДДТ и на следующий же день начать пять проектов новых. Главный мой проект сейчас - это группа, которая отыграла бы программу, которая записывалась бы со мной. Это начало получаться спустя больше, чем полгода. А все остальные проекты, которыми хотелось бы заниматься - …ну, надеюсь, что всё впереди. Теперь единственное, о чём я жалею, уйдя из ДДТ - это то, что я раньше не ушёл.

- А экспериментальная музыка? Вы часто говорили о том, что хороший художник стремится создавать какие-то новые вещи, особенно в новом веке…

- Что? Есть ли у меня желание создать что-то новое?

- Да.

- Первым? :-))

- Ну, хотя бы попытаться. :-))

- Всегда такая надежда есть, что каждое следующее произведение окажется каким-то умопомрачительным открытием для всех. Что это будет полная революция в искусстве. Оно всегда так. Я и насчёт того альбома то же самое думал - не меньше. Сейчас я планирую на счёт следующего… Я, конечно, понимаю, что это очень трудно, и что нужно определённое стечение обстоятельств, чтобы это произошло. Или нужно быть таким супер-гением, каковым я, в принципе, не являюсь. Если б я был таким же гением, как Малевич, то я бы шестнадцать лет не играл в группе ДДТ. Я бы уже рисовал квадраты давно и безнадёжно. :-))

- А Вам не кажется, что в наше время очень сложно такой принципиально новый квадрат нарисовать?

- Это ещё почему? Ты думаешь, это так просто было в то время?

- Я сейчас, в основном, музыку имею в виду. Уже, кажется, чего только не было... Что-то новое найти сложно.

- Да, конечно, сложно. Новая музыка относится к разряду экспериментальных поисков. Это ведь очень мало, кому удаётся - совместить живую популярность и признание сегодняшнего дня, и в то же время создавать что-то революционное и новое… Мы репетируем на студии, где даже записать толком не на что. Можно, конечно, сидеть, что-то целыми днями придумывать, но я хочу играть с группой. Я эту музыку люблю, я умею её играть, что-то в ней понимаю, хочу писать песни, хочу их петь, выступать на концертах и записывать альбомы. Поэтому волей-неволей мне приходится вставать в какие-то клишированные рамки этого жанра - рок-музыки, тем более, что я его очень люблю. Я совершенно не отрицаю возможность того, что буду заниматься музыкальными экспериментами, но для этого нужна возможность. Я не могу себе позволить вообще ничего не делать - нигде не работать, не выступать. Сидеть, в стол сочинять экспериментальную музыку и выкладывать на сайте. Слишком это шикарно. Нет у меня пожизненной ренты :-))

- А если брать вообще. Разве есть какие-то примеры действительно новой музыки? Вот вы как-то Radiohead называли - Kid A. Я послушал недавно их концертник и подумал: неужели это настолько новая музыка?

- Таких, как Radiohead, мало. Они действительно сумели соединить популярность и музыкальные эксперименты. Я перед ними преклоняюсь. Да, они взяли за основу много элементов экспериментальной андерграундной музыки, совершенно неизвестной широкому слушателю, и сумели совместить с жанром песни - вот что круто. Получился новый жанр. Вот у них сейчас новый альбом вышел - очень хороший, мне очень понравился. Там как бы и та, и другая линия такие уже… более уверенные. Я не знаю, что дальше у них будет. Это третий альбом нынешнего их периода, там очень много музыки, и она вся новая, строится по современным жанровым принципам, в то же время там остаётся суть рок-песни, что мне очень нравится. Я такое сейчас не могу сделать. У меня просто для этого нет технических возможностей. Я примерно представляю, как всё это делается - это очень кропотливый труд. Нужно определённое состояние души, и определённое техническое оснащение. У меня сейчас нет ни того, ни другого. Поэтому я пока хочу просто поиграть музыку с живой группой, самому попеть.

- Ну ладно, предлагаю отвлечься от музыки. Я хотел у Вас про картины спросить. Знаю, что у Вас было несколько выставок. Что они для вас значат? И что сами картины для вас значат?

- Ну вообще картины для меня значат что-то только в момент, когда я их создаю. Потом дальше они уже мало что значат для меня, у них есть шанс значить что-то для других людей. Этот шанс дало мне участие в выставках. Я был очень счастлив, что такая возможность была мне предоставлена. Мне это было приятно, как создателю, как художнику. Себя художником не считаю - я им не являюсь, в смысле живописцем, но мне это было очень приятно, что какие-то посторонние люди приходили, смотрели… Понятно, что те, кто меня знает лучше и ближе, всё видели, и на сайте они выложены, а тут эффект совершенно другой - когда человек с улицы может зайти и посмотреть. И хорошо, если на него это какое-то впечатление произведёт. Это была сначала на Пушкинской выставка рисующих музыкантов, а потом была выставка летом в Манеже примерно под таким же заголовком, но более расширенная, а потом одну из моих картин взяли на ежегодную выставку современной живописи Петербурга. Это уже было совсем круто для меня. То есть, я там был уже не как рисующий музыкант, а наряду с современными художниками. Для меня это большой успех. Но я, честно говоря, перестал рисовать после этого :-))

- То есть, в плане картин Вы себя как состоявшаяся творческая личность чувствуете? :-))

- Да нет, у меня жизнь поменялась, видишь? А для того чтобы рисовать нужно тоже определённое состояние души. У меня сейчас всё по-другому, не назрело ещё желание взяться снова за кисть. Я думаю, что от этого я никуда не убегу и что-то в жизни ещё порисую.

- А в плане музыки - чувствуете себя состоявшимся?

- Как музыкант известной группы, можно сказать - да, вот это получилось. Дальше что-то другое. Нужно состояться, как сольный исполнитель - самостоятельный и независимый. Не знаю, насколько это получится, но если получится, может быть, я буду дальше другое что-то искать. Не знаю, в этом смысле я очень разбросанный человек. Мне всегда хотелось и того, и другого. Отсюда и моя наклонность к овладению разыми инструментами музыкальными. Всегда было неинтересно играть на чём-то одном. Я всегда и на дудочках каких-то играл, и на гармошках, и на клавишах чего-то пытался.

- И на балалайке :-))

- :-))) И на балалайке, и на аккордеоне. Есть такое, да. Мало какими инструментами владел действительно профессионально, но многими пытался.

- А на гитаре учились у кого-нибудь играть?

- Ну, сначала, конечно, сам учился. Потом, когда мама увидела, что я всё чего-то там играю, она меня куда-то определила. Двенадцать лет мне было, ходил на платный кружок при ЖЭКе. Но там классической гитарой занимались - как перебором играть, как правильно сидеть, постановка рук, ног, скамеечку под левую ногу. А потом ещё опыт был - после школы я поступил в вечернее платное училище по джазовой гитаре. Тоже там полгода проучился, а дальше не стал, потому что надо было сдавать экзамены по сольфеджио и всё прочее. Я это не учил, я не ходил на эти предметы. Ходил только на гитару. Гитару сдал за полгода, а на те экзамены я даже не пошёл, и больше в это училище не приходил.

- Петь тоже сами учились?

- А петь я особо и не умею.. Петь учиться - это когда там ставят голос, подачу какую-то специальную, дыхание, тренировка горла. Для моего-то пения этого ничего не нужно. Я никогда не занимался вокалом.

- Вы помните свою первую песню, которая получилась? Которую Вы даже сейчас могли бы спеть.

- Пожалуй, я могу сказать, что помню первую свою песню, написанную на русском языке. Это я помню, а вообще первую песню… Сначала я на английском пел, а потом уже перешёл на русский. Я же когда в школе учился, Машина Времени как раз тогда появилась - пошли вот эти записи подпольные... Стали и у нас ходить, мы там друг у друга переписывали. Это было такое открытие, что настоящая рок-группа и по-русски поёт. Мы вообще все обалдели. Я тогда стал по-русски пытаться писать. А до этого рок-музыка у меня ассоциировалась только с английским языком… Вообще первая песня… Мне мама рассказывала, что в детстве, когда мне было лет, может быть шесть или семь, я брал какое-то стихотворение и пел его на одной или на двух нотах. Обычно это какие-то военные темы были. Про подводный флот там какая-то песня у меня была... :- )) Так что трудно отследить конкретно, когда это началось, и что называется первый песней. Может быть, когда ребёнок рождается и кричит, он поёт на самом деле. Только никто об этом не знает.

- Ещё маленький вопрос о вашем старом проекте - Дубы-Колдуны**. Я все эти песни в вашем исполнении где только не слышал - буквально по всем ностальгическим радио звучат, и никогда не объявляют, кто это записал, почему-то.

- Ну что - не объявляют. Дубы-Колддуны же андерграундная группа :- )))) Вот мы, как настоящие андерграундщики, впереди всех. Уже десять лет назад это было - в девяносто третьем году собрались, а в девяносто шестом, даже девяносто пятом уже… проспались :-)))) Видишь, как нашумели. Все там: " О, Дубы-Колдуны, андерграунд! Авангард практически!" Но это ж шутка…

- Да вот такая шутка… странная вышла.

- Видишь, мы показали наглядно, как легко прийти к успеху. Мы могли бы этим заниматься, нас бы раскручивали и были бы мы супер-пупер по этой теме, но мне это, лично, не надо. Прикололись- хорошо. Многие ведь это и считают главной целью своей жизни там и карьеры творческой - любыми средствами попасть на вершину хит-парадов, снимать клипы и ездить в дорогом автомобиле.

- Да, здорово.

- Здорово что - в дорогом автомобиле?

- Нет, мне просто ответ понравился :-))


Беседовал Даниил "Dead Joe", "Репортер" (Самара), апрель 2003.