СОЛО НА МОЛЬБЕРТЕ
Явное стало тайным. В 80-х - начале 90-х культура нонконформизма представляла собой результат работы множества художественных объединений. Часто членство в них строилось не по принципу общей принадлежности к тому или иному виду искусства, а по принципам психологической и эстетической совместимости. Художники работали вместе с театральными актерами, кинематографистами и музыкантами, вместе сочиняя песни, представляя перформансы и снимая фильмы. Случалось и так, что, начиная творческую биографию художником, участник бурного синкретического арт-процесса становился известным музыкантом (как это произошло с Виктором Цоем, например). Прошло не так много времени. Эпоха "специализации" неизбежно отодвигает нынче на второй план любую творческую деятельность, несоответствующую основному имиджу, в разряд "звездных курьезов". А музыканты продолжают рисовать. Тушью, карандашами, маслом, пастелью... Только теперь об этом мало кто догадывается.
В январе на Пушкинской-10 прошла любопытная выставка "Тайная жизнь музыкантов". Ну конечно, картины, рисунки, аппликации, фотографии... питерских музыкантов представлены были на ней.
С одним из участников той выставки, художником, музыкантом и поэтом, гитаристом группы ДДТ ВАДИМОМ КУРЫЛЕВЫМ беседует Валерий ШВЕД.
- Как давно ты рисуешь?
- Рисование и музыка увлекали с детства. В школе выражал на бумаге свои мысли: индейцы, чуваки с гитарами. Перетянула музыка. А в 1999 году - прошибло! Необходимость завершения собственных музыкальных идей привела к необходимости рисовать. Начал. Неумело, "не по-взрослому", как ребенок. Ощущая страстный интерес к сочетанию красок на бумаге. Всплыла, просто вырвалась наружу чувствительность к цветам и оттенкам...
Увлекся абстракцией, авангардом. Принципами воздействия живописи на человека. Разом этого не определишь. Приходится задумываться над смыслом - в абстракции, авангарде его много, только не информационного, а духовно-космического....
- То, что я слышу в твоей музыке, представляется неразрывно связанным с твоими картинами...
- Я начал рисовать во время записи пос-леднего альбома. Точнее, когда эта запись прервалась. Когда я разбился о стену обсто-ятельств. Но мой творческий порыв транс-формировался в неудержимую тягу к рисованию. Это и есть прямая связь. Фактичес-ки, все мои картины - это музыка, которую мне не удалось записать в студии... И я был несказанно удивлен и почти счастлив, когда оказалось, что мои картины могут приносить радость еще кому-то, кроме меня.
- Как изменила твои творческие пла-ны (и в музыке, и в рисовании) выставка "Тайная жизнь музыкантов"?
- Ничего не планирую. Не уверен, что буду продолжать рисовать. Хотя не скрою, что увидев свои картины на выставке, захо-тел, чтобы их было как можно больше... Но вскоре я понял, что одного моего желания недостаточно. Необходимо внутреннее убеждение в том, что ты не можешь этого не сделать. На каком-то этапе я очень хорошо представлял себя в роли художника. Очень меня привлекало то, что художник зависит только от себя самого. По крайней мере пока идет работа над картиной. Ему не нужно ни с кем репетировать, ему не нужен звукорежиссер, не нужно искать свободное студийное время... Кроме того, мне очень нравится видеть, как краски ложатся на картон. Магическое действо, каждый мазок - неповторим. Вот почему многие мои работы сделаны в несколько споев. Меня настолько затягивал процесс, что я останавливался только совершенно выбившись из сил. Наверное, один из самых главных аспектов работы художника - вовремя остановиться.
Беседовал Валерий Швед.